Специальное образование — обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Специальное образование в современных условиях рассматривается как неотъемлемая часть общей образовательной системы. Возможность получения образования обеспечивается всем детям, независимо от степени тяжести имеющихся у них нарушений. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании специальное образование является отдельным видом образования наряду с основным и дополнительным образованием. При этом определено, что специальное образование осуществляется на двух уровнях получения основного образования – дошкольном и общем среднем.
Лицам с особенностями психофизического развития (ОПФР) при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь, и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития. На законодательном уровне закреплены права обучающихся с особенностями психофизического развития на:
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование, проводимое в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;
подвоз в учреждения образования на специально оборудованных транспортных средствах;
бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
бесплатное проживание и питание в учреждениях специального образования.
Образовательные программы специального образования реализуются в учреждениях специального образования, а также могут реализовываться в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, университетах, академиях (консерваториях), детских домах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, образовательно-оздоровительных центрах, иных организациях, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность. Виды образовательных программ специального образования, реализуемых в указанных учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, определяются Кодексом.
Сроки обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития на ступенях общего среднего образования составляют:
на I ступени – от четырех до пяти лет;
на II ступени – пять лет;
на III ступени – два года (в вечерних классах в специальной школе, специальной школе-интернате – три года).
Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, зависит от его познавательных возможностей и составляет:
в первом отделении специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью – от десяти до двенадцати лет;
во втором отделении специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – десять лет.
Классы интегрированного обучения и воспитания – классы, в которых обучаются и воспитываются лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, и лица, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования.
Прием (зачисление) лиц с особенностями психофизического развития для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в порядке, установленном для приема (зачисления) лиц для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.