РУС БЕЛ ENG

Памятка по контрольно-оценочной деятельности

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


1. Контроль за процессом формирования знаний учащихся должен вестись в
соответствии с программой, ее разделом "Требования к знаниям и
умениям учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний.
В ней указаны тот учебный материал, который должен быть усвоен
учащимися, объекты контроля. 

2. Алгоритм организации контроля. Учитель отбирает материал для
проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и
заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения,
заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут
проверены, определяет методы и формы проверки. 

3. Объективная и систематическая оценка стимулирует развитие
познавательных интересов учащихся, содействует систематическому
выполнению обучающих и контрольных работ.

4. Оценки выставляются за:
 устные ответы при индивидуальной проверке,
 выполнение практической работы,
 совокупность ответов при фронтальной устной проверке,
 исправления, дополнения ответов другими учащимися, 
ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

5. Что проверять?
 Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность,
глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.
 Устанавливается, всеми ли указанными в программе практическими
умениями и навыками владеют учащиеся.
 При выполнении письменных работ проверяется не только качество
ответа, но и грамотность написания.

6.  Учитель обязан дать оценку ответа учащегося и объявить отметку. 

7. Отметка обязательно комментируется. При комментировании отметки
учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные
моменты ответа, указать, на что надо обратить внимание.

8. При анализе ответа учитель определяет:
 все ли изложил ученик,
 сколько ошибок было, какие это были ошибки,
 какие были неточности,
 правильно ли понят учебный материал,
 знает ли ученик определение понятий,
 умеет ли объяснять связи и зависимости,
 дословно пересказывает материал или переосмыслил его,
 умеет ли выделять главное,
 оперирует знаниями, применяет их для объяснения новых фактов,
событий,
 логично, последовательно излагает материал.
 насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,
 нуждается ли в наводящих вопросах, подсказках.
 умеет ли выполнять действия, осознаёт систему действий, устно
перечисляет порядок действий, практически пользуется им.

9. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики
знали, при каких условиях ставится та или иная отметка.

10. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать
дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти
уровней, формы опроса в зависимости от уровня подготовленности
учащихся класса; продумать, как предупредить типичные ошибки,
коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи".

11. Контроль имеет обучающее назначение. Знания не только
воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются,
совершенствуются и углубляются.

12. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде
всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические
знания на практике, а не просто воспроизводить материал.

13. Важное значение имеет обучение учащихся приемам взаимоконтроля
и самоконтроля, формированию потребности в самоконтроле и
взаимоконтроле.

14. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы,
старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные
достижения ребят.

15.  Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.

16. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана
(запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение
опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

17. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру
письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома.

18.  Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.

19. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь
даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены,
работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли
они к восприятию нового материала.