РУС БЕЛ ENG

Профилактическое занятие для подростков «Мир без насилия»

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Приветствие. Знакомство с группой. Формирование темы и цели занятия. (3 мин.)

Упражнение «Меняются местами, те кто ….» (2 мин.)

2. Основная часть.

• Метод мозгового штурма «Что такое «Насилие?» (5 мин.)

Вывод: НАСИЛИЕ (в праве) - физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее права граждан на личную неприкосновенность.

НАСИЛИЕ (в широком смысле) - применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным социальным субъектам или к их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям.

Выделяют четыре основных вида насилия в отношении детей:

• Психологическое (эмоциональное);

• Пренебрежение основными потребностями ребенка;

• Физическое;

• Сексуальное.

Практикум «Анализ ситуаций». (5 мин.)

Задача: подросткам делятся на пары. Одной паре дается карточка с написанной ситуацией. Они должны ее проиграть, а остальным необходимо определить вид насилия, указать агрессора и жертву ситуации

Ситуация 1

Петя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Лена и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.

Ситуация 2

Во время игры с младшим братом, Маша случайно разбила мамину любимую вазу. После этого мама игнорировала ее в течение 3-х дней: не разговаривала с дочерью, не замечала ее. С младшим братом Юрой мама продолжала общаться ласково, хвалила за незначительные успехи. Девочка пыталась по-разному получить мамино внимание.

Ситуация 3

Десятилетние Оля и Леся отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.

Ситуация 4

Ване 4 года. Его родители ушли в гости, оставив его одного. Целый день ребенок ничего не ел, плакал в углу.

В конфликтной ситуации агрессор наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают его нервную систему - и болезни неизбежны.

Что делать, если ты стал жертвой жестокого обращения (5 мин.)

• В первую очередь, признаться себе, что насилие в семье имеет место быть, что это вина не твоя и с данным фактом нужно обязательно что-то делать. Если ты и дальше будешь уверять себя, что все в порядке, то никогда не выберешься из ада. Во-вторых, ты должен рассказать об этом тому, кому доверяешь. Если помощи ни от родных, ни от друзей нет, тогда обратись к классному руководителю, любому педагогу школы, соседу, в полицию, в отдел опеки.

• Никогда не отвечайте агрессией на агрессию, этим вы еще больше разозлите агрессора, и тогда уже он точно не будет отвечать за последствия своих действий. Если видишь, что близкий человек начал выходить из себя, останови разговор и уйди в другую комнату, закройся там и дай ему время, чтобы он «остыл». Но если он начинает в прямом смысле слова выламывать дверь в комнату, смело можешь звонить в полицию.

• Никому не позволяй унижать и обижать себя.

• Обязательно должны быть люди, которым ты доверяешь, - это как правило родители или тот, кто заботится о вас, и хочет, чтобы вы были в безопасности.

• Знать наизусть их номера телефонов, телефоны экстренного вызова.

• Никогда не разговаривай с незнакомыми людьми, никуда с ними не ходи, ничего у них не бери, не садись в их автомобиль.

• Если тебе угрожает опасность, нужно постараться убежать, если не получится, громко позвать на помощь, привлечь к себе внимание.

• Не впускать незнакомых в дом.

• Работа в группах. Задание: составить рекомендации по профилактике насилия, жестокого обращения с детьми. (5 мин.)

III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

На ватмане представлен рисунок в виде дерева. Подросткам необходимо написать на листе бумаги закончить предложение «О насилии нужно говорить потому, что…», и прикрепить его к этому дереву.

Каждому следует знать, что:

• Ни один человек не заслуживает такого отношения к себе

• Насилие не может быть оправдано поведение жертвы

• Обидчик всегда виноват сам. Нельзя перекладывать чувство вины на себя.

В конце занятия педагог и дети встают в круг, держатся за руки, на вдохе все поднимают руки, а на выдохе – опускают, при этом говоря «Ха!».